О непорядочных пономарях 1818-1834

Л. 1-2
Прошение архиепископу Московскому и Коломенскому Августину.
Подольской округи села Дятлова церкви святыя великомученицы Параскевы от
прихожан.
(...О удалить его пономаря не токмо от занимаемого ныне места. Но и не допустить на оное нареченного им зятя. За которого имеет намерение выдать свою родную дочь (...) в поместье полковника Козлова в сельце Плаксине. Состоящем во оном приходе, у крестьянина его за отсутствием хозяина и хозяйкой произвольным образом в нынешние осенние морозы подсек улей пчел и тем истребил хозйственную выгоду крестьянина (...) священнику и дьячку наносит обиды, которые приносили жалобы, и в недавне обнес священника клеветою при многих людях назвав зажигателем и потом делает запирательство в сих зловредных и оскорбляющих с пагубой честь4 честного человека. А особенно священника, которым трезвою жизнью. Неутомимою деятельностью. Ревностью в исполнении своей должности и кротостью нрава своего приобрел во всем приходе и от посторонних уважение и любовь (...) одним словом дурное его поведение и беспокойный нрав вынудили нас утруждать просить вывесть его пономаря с семейством из прихода и тем восстановить в оном порядок спокойствия. Октябрь 1818 года
Помещик полковник Павел Николаевич Козлов.

Помещик прапорщик Александр Сергеев Безобразов.
Л.9-10
Показания помещика Александра Сергеева сына Безобразова 1819 года генваря 2 дня

  1. Означенный пономарь Иванов точно определен в 1775 году, а должность свою исправляет столь рачительно и незазорно. Что даже в не бытность дьячка   нередко   бывает   упущение   службы   и   тем   самым   наносит вотчинному начальству величайшие неудовольствия; всех же прихожан
    приводит в большой соблазн;
  2. Непристойное его платье изорванное в лоскутах и на голове имеющиеся волосы    находятся    без    всякого    порядка,    которое    заставило    нас произвести жалобу ведения нашего села Могутова благочинному, от которого нередко означенный пономарь находился и под штрафом; Намерение ж оный пономарь принять на свое место в дом к своей дочери имел, в чем ссылаюсь на тех самых, которые приезжали в дом
    его для посмотрения его дочери. Состоящих в Подольском уезде села Воскресенского,    Сертякина    тож    дьячка    Андрея    Федорова,    села Александрова     священникова     сына     Ивана     Степанова     и     села Александрова пономаря Ивана Михайлова. Да и сам он приходил ко мне
    и просил о принятии к себе зятя, когда уже мною была подана на него просьба. После чего поношался таковыми словами. Что я могу сделать то.   Что   запечатать   и   церковь.   Сие   мне   неудобно   понятно.   В   чем ссылаюсь   на   священника   того   села   Дятлова   и   дьячка   Григория Михайлова.    В   означенном   нашем   приходе   причинял   прихожанам неудовольствие.   Да   и   мне   самому,   когда   приходил   ко   мне   для испрашения ружного положения в самом пьяном и безобразнейшем виде

    и мог в беспамятстве у меня в комнате насцать при священнике того села Дятлова Федоре Денисове и дьячке Григорие Михайлове. Чистоты же в церкви Божией и порядку никакого не наблюдает. За что благочинным был штрафован поклонами, что ж может быть по установления Святыя Церкви неприличнее. Священника села Дятлова Федора Денисьева зажигателем называл. В чем свидетелями были дворовые мои люди. Означенный пономарь показал, что якобы при нашей Параскевиевской церкви не имеется приходо-расходных книг и ежегодных ведомостей совсем не имеется (...) а сумма прибыльная свечная потому не обирается. Что я помещик Безобразов имею по наследству доставшуюся мне храмозданную грамоту. По которой мною уже почти все изготовлено к начатию стройки вновь каменной церкви (...) А как священника Денисова я имею духовника моего, то следовательно сие более относится к чести моей. О котором можно сказать и сослаться по примерной его жизни не токмо на приходских людей, но даже и на посторонних. Как на духовенство, так и крестьян по соседству, села Васюнина, Спас, что в Купле и Рождество, что на Черничне (...)


О    сем    показал    самую    истину    прапорщик   Александр    Сергеев    сын
Безобразов.

Л.11-12


Показания помещика полковника Павла Николаевича Козлова.

Пономарь Параскевиевской церкви села Дятлова Петр Иванов неоднократно был мною замечен при отправлении Божественной службы в не бывшим в церкви, а где оный находился и чем занимался, мне неизвестно. Зязя на свое место хотел принять. То об оном знают его соседи и прихожане, которым он молву распускал. Выговоры деланные пономарю за нечистоту в церкви и неоправление должности слыхал я. Что господин прапорщик Безобразов по долгу звания своего яко строитель церкви заставлял его оною отправлять, как то надеть на себя стихарь и в пристойное время петь. О неопрятности его в одежде и около себя видел я его в таком запачканном, а иногда и изорванном кафтане, то должен совеститься не токмо церковный причетник являтся в храм Божий для отправления службы, но простолюдину было бы сие непростительно. К тому же с нечесанною головой и бородою, так что неравнодушно нельзя было на него смотреть благомыслящему человеку. Образ нетрезвой его жизни. То о чем многие знают, что он нередко сверх нужды продерживается крепких напитков. Которые у него ум и память отнимают, чему доказательством служит у меня в доме в людской избе напился до такого беспамятства пьян, что и портки свои опакостил. О чем не только мои дворовые люди знают видевшие его в отвратительном и соблазнительном сем положении, но и деревня о том слышала. Во время сна людей моих ушел без порток. Бросив оные на усадьбе, кои крестьян мой иван Петров найдя выполоскал. Он и у господина прапорщика Безобразова в придя в дом пьяный в комнате у него в присутствии самого помещика уссался (...) Изъяснение сие относится лично к оскорблению чести моей, прослужившего с честью и доверием в победоносных войнах Его Императорского Величества тридцать лет беспорочно, по просьбе моей за болезнею отставлен с ношением мундира и получаю пожалованный пансион да и поныне в отставке пользуюсь общественной доверенностью и уважением, кроме одного пономаря (...)

Л.23


Высокопреосвященному      Филарету,      архиепископу      Московскому      и Коломенскому


От вдовы поручицы Анны Сергеевны Турчаниновой.


Узнавши я, что в имении сына моего отставного прапорщика Алексендра Сергеева  сына   Безобразова  Подольской  округи   в  селе Дятлове  при  церкви великомученицы Параскевы пономарь Петр Иванов имея с сыном моим дело, начавшееся  еще  при  покойном  архиепископу Августине  (...)   в  разных оного пономаря предусудительных и дерзских поступках, избегая окончания оного дела, желал, уклоня себя, поместить для продолжения своих беспокойных предприятий, вместо себя зятя принятием к дочери в свой дом, в чем и успел, но так как показанный   мой   сын   находится   в   отлучке,   то   в   таковой   необходимости вынужденной нашлась прибегнуть к Вашему Васокопреосвященству с просьбой. Что показанного пономаря Петра Иванова за неприличные и дерзские поступки от жительства из селения сына  моего совсем удалить для соблюдения  мирной тишины в сем освященном клире. 1822 г. июнь.

Л.54

Доклад благочинног священника села Жеховаа Александра Алексеева.


(...) книг приходо-расходных при означенной Дятловской церкви до 1808 года не имеется, а даны оные из Консистории в сем же году октября дня. В коих и означего в начальных годах прибыльной свечной суммы (...) прибыльной свечной суммы не представлено в Конссисторию за 1811-1819 гг., а почему? Причин за умертвием местного священника Федора Денисова. Благочинного Андрея Иванова и того села Дятлова помещиков г. Безобразовых. Имевших у себя храмозданную грамоту, сыскать не можно. В которое же время выдана храмозданная грамота для построения в селе Дятлове вместо деревянной Параскевиевскои вновь каменным зданием церкви о сем явствует из указа за № 3974 присланного из оной Консистории от 16 сентября 1819 года в могутовскому юбывому благочинному Андрею Иванову, что оная храмозданная грамота выдана 1811 года мая 17 дня по прошению помещика селя Дятлова поручика Павла Сергеева Безобразова. Поданному того ж 1811 года к покойному преосвященному Августину. Епископу Дмитровскому. Касательно ж того, что не была ли приписана Параскевиевская Дятловская церковь к другой, то оная к другой приписана не была, а к оной была приписана старая деревянная Георгиевская церковь, бывшая в селе Холмах. 25 мая 1833 г.

Год
1818 год.
Источник
ЦИАМ, ф. 203, оп. 752. д. 6735