Прошение крестьян о смене старосты

Л.816- Сентября 12 дня 1902 г. УТВЕРЖДАЕТСЯ.

1902 года августа 19 дня прошение крестьян Параскевиевской церкви села Дятлова Подольского уезда, в коем объяснили, что на избранного ими на 3-е трехлетие церковным старостою крестьянина деревни Новоселок Сергея Алексеевича Купцова они надеялись. Как на доброго и честного человека, между тем оказалось, что староста разоряет их Параскевиевский храм, были и сейчас есть крупные пожертвования на украшение их храма, но таковые утрачиваются, счетов в их приходе никогда не производилось, жертвуемые суммы в приходо-расходные книги не пишутся и где эти суммы находятся - неизвестно, они видят только, что их их церкви все убывает и пропадают святые иконы древнего письма, пропадают книги, печатанные при Патриархе Никоне, продавались с иконами раскольникам. Церковный лес строевой свозится без разрешения Начальства старостою, который пилит из него доски и тес; минувшей зимой построил при приписной церкви из их леса большой и ценный сарай, выбирает из леса березняк для дров и заготавливает их для приписной церкви по нескольку сажен, продает из их леса ежегодно по 30 000 сажен еловых сучьев на шоссейные дороги для защиты от снега, за неимением лесной стражи много воруют леса посторонние лица. Посему просят избрать нового старосту из их прихода.

При сем прошении приложен приговор прихожан Параскеевской церкви в числе 45 человек.

На прошении резолюция Его высокопреосвященства: «На рассмотрение Консистории».

При производстве по сему дознания оказалось:

А) местный благочинный донес Консистории, что крестьяне села Дятлова подали жалобу на своего церковного старосту Купцова не основательную, а по чему то стороннему подстрекательству.

В приходе села Дятлова две церкви: первая - в самом Дятлове -деревянная и крайне ветхая, построенная неизвестно когда; в приделе сей церкви богослужение совершать запрещено по распоряжению Епархиального начальства в 1880 г., в ветхости церкви было донесено и в 1896 г.; в этом же году выяснилось. Что при сельце Холмах каменная трехпрестольная с отоплением церковь построена г. Безобразовым в 1820 г. вместо церкви деревянной и ныне существующей в Дятлове на расстоянии 1,5 верст. Дятловская церковь требует не ремонта, а совершенной перестройки, на что нужны значительные средства и нет в перестройке нужды, - у них имеется храм каменный, теплый и благоустроенный. Посему внимание старосты и некоторых благотворителей обращено было более на благоустройство храма каменного. В котором и богослужение чаще и он содержится в благолепии и в порядке. Крестьянам села Дятлова не нравится такое отношение старосты Купцова к Дятловскому храму. Крестьяне других селений приходских никакого участия не принимают в жалобе, а напротив, благодарят его за заботу о храме и готовы ходатайствовать о награждении.

Б)Священник села Дятлова Алексий Беляев объяснил, что, во первых, храм св. великомученицы Параскевы не разоряется, а по мере возможности, на сколько хватает сил и старания, благодаря единственно церковному старосте поддерживается и в течение пяти лет сделано для храма рублей на 300, не говоря про то, чтот до этого времени старосты настоящего освещения в храме не имели, а теперь у них всего достаточно. При всем том у них не один храм, а два и нужно поддерживать и тот и другой, а средств, за малочисленностью и крайней бедностью прихожан, совсем нет. Староста церковный изыскивает средства, помимо прихода, у сторонних лиц, прося на бедность. Между прочим в прошедшем году было изыскано 1000 рублей. Из коих половину жертвователь предназначил на причт, а половину на возобновление иконостаса в приделе великомученика Георгия Победоносца при приписном храме, а крестьяне села Дятлова, не узнав об этом у священника, обвиняют без основания церковного старосту в утрате их и в том почему они не пишутся в приходо-расходных книгах, зачем и писать их. Когда даны на известный предмет. Во-вторых, он при этом храме священствует, ничего из храма не убывало и ничего не продавалось. А что было до него он не знает. В третьих, выстроен сарай для дров при приписном храме, то он выстроен по необходимости и из бурелома. Который растащили бы крестьяне. Крестьяне села Дятлова сами того не замечают за собою. Что нет положительно ни одного дома, где бы не было церковного дерева, а для храма устроили какую то сараюшку и они заметили; далее жалуются на отсутствие надлежащей стражи леса, а кто виноват, как не сами крестьяне села Дятлова, которые не имеют возможности из своего общества выбрать сторожа, говоря, что это не их дело. Наконец, если минувшею осенью было срублено 30000 сучьев и они проданы за бесценок на шоссейную дорогу, то это была одна прочистка леса для того, чтобы придать ему больший рост, и эта прочистка была только один год.

В) Крестьяне деревень Новоселок, Плаксиной, Собакиной, Лопатиной и Сергеевки в числе 10 человек показали, что за церковным старостою Купцовым никаких подозрений не имеют, видят только его труд и усердие к украшению храмов. Чего до его поступления не было и не желают избрания нового старосты, а напротив ходатайствуют о награждении настоящего старосты Купцова. Церковный староста Сергей Купцов объяснил, что он служит 4-е трехлетие по убедительной просьбе прихожан; приход их бедный, а храма два: один при селе Дятлове деревянный, ветхий и другой новый каменный при сельце Холмах. При вступлении в должность старосты он принял церковной суммы 33 рубля. Свечей с огарками 30 фунтов, причем церковь должна была в свечную лавку 30 рублей, а в настоящее время церковной суммы около 300 рублей. Кроме того в бытность старостою им изысканы средства на церковную ограду. Которая была разрушена и стоила 505 рублей 60 копеек, переменена подгнившая на куполе мачта за 160 р. 25 к., сделаны новые колоды и рамы в храме, вторые входные двери. Внутри храм оштукатурен. Два иконостаса окрашены и сложена печь за 200 рублей. Налицо же состоит 400 рублей, пожертвованных на возобновление иконостаса в Георгиевском приделе. Приобретены им три напрестольных одежды и пять облачений и 600 рублей от благотворителей, положенных в пользу причта. Храм при селе Дятлове ветхий. Ремонтировать его невозможно, а равно невозможно строить и нового по причине малочисленности и бедности прихода. Разорения по храму не делал, а по возможности поддерживает, пропажи книг и икон не замечал; был один случай при священнике Преображенском, когда он худые облачения выменял на Новые, при сем на обмен была отдана и прожженная икона. Лес церковный. Благодаря ему, не истреблялся так, как истреблялся ранее, так как он принимал все меры к прекращению кражи леса; церковный сарай для дров сделал из бурелома, который и так бы растащили, продано 30000 сучьев для шоссейной дороги по взаимному соглашению с причтом и для очистки леса. По клировой ведомости за 1900 г. о церкви святые великомученицы Параскевы, нареченные Пятницы, Подольского уезда села Дятлова значится: построена оная церковь когда и кем неизвестно, зданием деревянная, с таковою же колокольней, крыта железом, холодная. Престол в ней один - во имя святой великомучениц Параскевы. Нареченные Пятницы. В приделе же во имя святителя и чудотворца Николая священнослужение по ветхости запрещено в 1880 г., иконостас имеется. Утварью достаточна. По таковой же ведомости о Николаевском храме, приписном к селу Дятлову, значится: на построение оной грамота выдана 1820 г. марта 2 дня прапорщику Александру Сергееву Безобразову и хранится в целости. Зданием оная церковь каменная. С таковою же колокольней, крыта железом. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя святителя Николая, в приделе по правую сторону - во имя святого великомученика Георгия Победоносца и по левую во имя Божией Матери «Нечаянная Радость», утварью не совсем достаточна. Консистория полагала бы прошение крестьян села Дятлова об увольнении от должности их церковного старосты крестьянина Сергея Купцова оставить без удовлетворения.

Покровский архимандрит Аристарх

Кафедральный протоиерей Павел Казанский

Протоиерей Сергей Модестов

Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Год
1902 год.
Источник
ЦИАМ, ф. 203. оп. 744, д. 422 Протоколы МДК 1902 г.